Подъем затонувшей в 1771 г. в территориальных водах Финляндии шхуны “Фрау Мария”, о которой мы не так давно писали и на которой находятся предметы искусства, купленные Екатериной II для Эрмитажа, может состояться уже этим летом. Interfax.ru сообщает, что операцию стоимостью 50 млн евро готов спонсировать российский бизнесмен Михаил Слипенчук. Интерес к проекту проявляют компании, участвовавшие в подъеме атомной подводной лодки “Курск” в 2000 году.
http://i031.radikal.ru/0804/9a/f000a8974e47.jpg

Затонувшие фламандцы

Голландская шхуна “Фрау Мария”, следовавшая из Амстердама в Санкт-Петербург, затонула в результате сильного шторма. Судно перевозило торгашеский багаж - ткани, продукты питания, табак. Из архивных источников известно, что значительную доля трюмов занимала коллекция европейского искусства, предпочтительно фламандского, закупленная Екатериной Великой для Зимнего дворца.

После шторма уцелели только 6 картин - их сумели эвакуировать с тонущего парусника сами моряки. Хотя Екатерина была заинтересована в спасении ценного груза и даже вела по этому поводу переписку со своим кузеном шведским королем Густавом, поднять “Фрау Марию” в XVIII в. не удалось. опять интерес к шхуне возник только в 70-е годы прошлого века, когда информация о ней была опубликована в шведских и финских СМИ. Профессиональные дайверы и любители стали прочесывать Балтийское море в поисках затонувших сокровищ, однако обнаружить корабль удалось только в 1999 г. финской экспедиции Vrouw Maria Exploration.

Они установили, что “Фрау Мария” стоит вертикально (такое положение, несомненно, обусловлено тяжелым грузом в трюме) на глубине 41 метр, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.

Эксперты предполагают, что в таких условиях имеющаяся на шхуне коллекция пострадала не  сильно. Известно, что пред погрузкой картины были упакованы в кожаные пеналы, которые потом вложили в свинцовые сосуды и сверху залили воском. В свинцовых бочках находятся также другие предметы искусства - скульптуры, драгоценные укращения, изделия из золота и серебра.

“Сведения об упаковке картин позволяют с великий вероятностью полагаться, что они сохранились до наших дней, так как находятся в герметичных условиях”, - заявил interfax.ru президент благотворительного фонда “Спасение национальных культурно-исторических ценностей” Артем Тарасов. Российский фонд проявляет великий интерес к подъему “Фрау Марии”. По словам Тарасова, он лично уже несколько лет занимается этой темой и подробно изучил историю гибели шхуны.
http://i036.radikal.ru/0804/fe/41694f5b5a7a.jpg
Подводная реликвия

Но и финская сторона тоже не дремлет. По действующему законодательству погибшее судно, которому 100 лет и более, находящееся в финских территориальных водах, считается собственностью Финляндии. вдобавок в 2000 г. “Фрау Мария” была объявлена “подводной реликвией” и внесена в реестр национальных памятников. Это означает, что без разрешения Министерства античности она не может подвергаться каким-либо манипуляциям. около затонувшего корабля установлена 1,5 км “запретная зона”, заплывать в пределы которой запрещено, в том числе дайверам. совместно с тем финны не возражают напротив подъема памятника, а также участия в проекте российской стороны.

Как рассказал interfax.ru заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков, этот вопрос обсуждался не так давно на уровне руководителей двух стран. По словам Артема Тарасова, “юридическими правами на спасение корабля сообразно международному морскому праву обладает компания Vrouw Maria Exploration, в которую входят ныряльщики, обнаружившие шхуну. Тарасов сообщил, что в 2006 г. в Стокгольме Vrouw Maria Exploration и группа компаний “Метрополь”, которая принадлежит российскому бизнесмену Михаилу Слипенчуку, подписали меморандум о подъеме парусника. Финны берут на себя техническую сторону проекта, Слипенчук обеспечивает финансирование. По предварительным оценкам, операция обойдется в 50 млн евро.

http://i002.radikal.ru/0804/25/a9a690dd322e.jpg
“Подъем корабля может быть осуществлен в течение двух месяцев. Эта операция сложна по многим факторам: плохая видимость на дне финского залива, состояние корабля, пролежавшего на дне 239 лет, наносы песка и ила, необходимость консервации древесины до ее контакта с воздухом и так далее. Однако все технические проблемы имеют решение, и ныне мы знаем как это сделать”, - заявил Тарасов interfax.ru. По его словам к участию в проекте планируется привлечь известные российские и зарубежные фирмы, специализирующиеся на глубоководных работах. В частности, интерес к тендеру уже проявили SMIT Internationale и Mammoet Salvage - обе эти компании участвовали в подъеме атомной подлодки “Курск” в 2000 году.

Исход экспедиции пока предсказать достаточно трудно. Сомнительно ,что дайверам удастся поднять со дна моря целый корабль. вероятно, только багаж или какую-то его доля. В любом случае - возвратиться в Эрмитаж коллекция Екатерины сможет только при условии, что Финляндия сама откажется от претензий на ценности или России удастся отстоять свои права на них в международных судах. И то, и другое маловероятно. Поэтому, скорее всего, Россия и Финляндия будут договариваться о создании совместного музея “Фрау Мария”. По данным interfax.ru, его предлагается открыть или в российском Выборге, или в финской Лаппеенранте.