Катастрофа произошла 7 октября 1906 г. в Уссурийском заливе. Грузо-пассажирский пароход «Варягин» (водоизмещение 950 т) под командованием капитана

И. Овчинникова в этот день совершал каботажный рейс из Владивостока в бухту Гонькоудзы (ныне Суходол. — Прим. авт.). Около 10 часов утра судно внезапно сотряс мощный взрыв, и «Варягин» мгновенно ушел на глубину около 25 м. Никто из находившихся на борту ничего не успел понять, а уже тем более задействовать спасательные средства.

Катастрофа оборвала жизни около 250 человек (спасти удалось, по разным данным, от 40 до 50 чел). Считается, что причина гибели парохода — подрыв на морской мине, причем на своей собственной, которые выставлялись нашими кораблями с началом русско-японской войны 1904-1905 гг. Кстати сказать, пятью месяцами раньше, 18 мая 1906 г., в районе о. Аскольд также подорвался на мине и затонул грузовой пароход «Князь Горчаков», шедший из Одессы во Владивосток. Правда, на «Горчакове» обошлось без жертв — команда чудесным образом уцелела и на шлюпках высадилась на о. Попова.

Заметим, что трагедия парохода «Варягин» по количеству жертв не имеет себе равных в летописи мореплавания русских кораблей и судов в дальневосточных водах (с середины XIX века по сей день). Однако такая массовая гибель людей в результате морской катастрофы не стала тогда главной темой в местной прессе, как это было, к примеру, в случае с трагедией АПЛ «Курск» в августе 2000 г. Просто несколько скупых строк в хронике происшествий — и все. Тема закрыта. Поразительно безмятежное отношение к гибели двух с половиной сотен людей. А посему дальневосточным «Титаником» погибший в Уссурийском заливе пароход «Варягин» не стал. Он был предан забвению вместе с жертвами.

Спустя годы после трагедии на свет божий всплыла любопытная деталь: оказывается, на борту «Варягина» находился кроме прочего груз золота в виде монет на 60 тыс. руб.

В нынешних ценах стоимость этой груды золотишка составила бы, по нашим прикидкам, несколько миллиардов рублей. Вот где поле непаханое для джентльменов удачи и любителей приключений! Ведь золотой груз «Варягина» до сих пор никто так и не поднял. Во всяком случае, ни в архивных документах, ни в прессе об этом нет ни строчки. А ведь, по логике вещей, думается, если бы клад был найден, шума было бы предостаточно, 60 тыс. золотом — деньги нешуточные. Кстати, в такую же сумму был оценен и погибший «Варягин».

Единственная попытка изыскательских работ на пароходе закончилась безрезультатно. Дело было так. Спустя 7 лет после трагедии капитан погибшего «Варягина» Овчинников, получив добро у властей, организовал экспедицию на затонувшее судно. Летом 1913 г. водолазы в результатов поисков обнаружили объект, на борту которого установили наличие груза и многочисленных тел погибших. А в следующем, 1914 г., предприняли попытку поднятия груза с морского дна. Предполагалось также провести подготовительные работы для подъема всего судна, однако, как сообщалось в прессе, его «сильно замыло песком, что требует громадных затрат для подъема». Начать работы планировалось через год, но Первая мировая война, набирающая обороты, не позволила это сделать. А потом грянула гражданская война, интервенция, и о «Варягине» как-то само собой позабылось...

Кстати, владивостокский историк и краевед Алексей Буяков, опираясь на архивные документы, свидетельствовал, что кроме золотых монет на «Варягине» находился и еще какой-то «очень ценный груз», гораздо более значимый, чем упомянутые 60 тыс. золотых червонцев. Именно этот груз намеревались поднять в первую очередь, но что это за груз, установить пока не удалось. Так что у современных кладоискателей есть шанс попробовать найти золото и «ценный груз» погибшего 97 лет назад парохода «Варягин». Авось кому-то и повезет?
http://oldvladivostok.ru/articles/?p=1& … &a=211