Тайны гибели «Британика»
По материалам журнала «Time» подготовил Дмитрий ГРАНЦЕВ
ПОСЛЕ завоевавшего 11 "Оскаров" фильма Д. Кэмерона в мире началась "титаникомания". Но не многим известно, что у легендарного суперлайнера было два брата-близнеца — "Олимпик", спущенный на воду приблизительно за год до "Титаника", и "Британик", сошедший со стапелей уже после его трагической гибели, но не избежавший такой же страшной участи.
ВСЛЕД ЗА "ТИТАНИКОМ"
СООРУЖЕНИЕ "Британика" было уже начато, когда новость о гибели "Титаника" достигла Хартленда. Чтобы избежать подобной трагедии, создатели корабля внесли ряд изменений в его чертежи: высота водонепроницаемых переборок была увеличена, двойное днище корабля сделано толще, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено на отсеки. Кроме всего, были сооружены гигантские шлюпбалки — лебедки для спуска шлюпок, которых так не хватало на "Титанике".
Компания, которой принадлежал лайнер, объявила, что корабль начнет службу на маршруте Саутгемптон — Нью-Йорк, том же, что и "Титаник", в 1915 г. Но в связи с Первой мировой войной британские военно-морские силы реквизировали "Британик" и сделали его госпитальным кораблем.
УЦЕЛЕТЬ В ТРЕХ КАТАСТРОФАХ
КОРАБЛЬ-госпиталь пересекал Эгейское море, имея на борту 1 134 человека.
Сразу после окончания утренней мессы 21 ноября 1916 г. молодая ирландская горничная Вайолет Джессоп услышала глухой рев. Добавим, что к этому времени она уже пережила аварию на "Олимпике" в 1911 г. и чудом спаслась в 1912 г. при крушении "Титаника". Именно эта женщина стала прототипом Роуз, героини киноэпопеи Д. Кэмерона. "Как будто необъяснимый взрыв прокатился по судну, — вспоминает Джессоп, — он вызвал продолжительную вибрацию по всей длине корабля".
Капитан, пытаясь вывести судно в более мелкие воды, приказал машинам работать на полную мощность и идти самым полным вперед. Он не знал, что вращающиеся с огромной скоростью винты корабля затягивали шлюпки в водоворот и перемалывали пассажиров.
Джессоп выпрыгнула из шлюпки, чтобы избежать смертоносных винтов. И уже через некоторое время наблюдала, как уходил под воду еще один великий корабль. "Белая гордость океанского медицинского мира сначала слегка опустил нос, а потом стал погружаться все глубже и глубже", — написала Джессоп в своих мемуарах "Выжившая на "Титанике", опубликованных в 1997 году.
ЗАГАДКИ НА ДНЕ
ХОТЯ "Британик" не так романтизирован и не так "дикаприозирован", как "Титаник", его гибель остается одной из самых больших морских тайн. Вскоре после трагедии британское правительство выдвинуло две официальные гипотезы: судно было или торпедировано, или подорвалось на немецкой мине.
В 1976 г. Жак Кусто в 64 километрах южнее Афин открыл точное местонахождение останков "Британика". Судно (около 270 метров в длину и водоизмещением 48000 тонн) лежит на боку на глубине 119 метров практически целое. Хорошо виден разлом, вызванный ударом о дно.
Кусто обнаружил, что корабль находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством в 1916 г. По словам Саймона Миллза, оператора и морского историка-любителя, купившего обломки за 25 000 долл. в 1996 г. у другого коллекционера останков кораблекрушений Марка Бамфорда, это несовпадение породило несколько теорий. Дошло до того, что некоторые исследователи даже предположили, что британское правительство само потопило корабль в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну Соединенных Штатов.
НЕТ НЕПОТОПЛЯЕМЫХ КОРАБЛЕЙ
НО ОСТАЮТСЯ другие вопросы: почему "Британик", безопасность которого была значительно усилена после трагедии "Титаника", затонул за 57 мин. — в три раза быстрее, чем "Титаник"?
Начальник одной из пяти экспедиций Ник Хоуп заверил, что он не нашел следов от взрывов немецких мин. Один из членов команды Хоупа проник в кочегарный тоннель, чтобы удостовериться, были ли задраены герметичные люки в переборках судна. Он обнаружил, что один люк был открыт. "Еще по одной версии, — говорит Хоуп, — иллюминаторы около ватерлинии были открыты…"
Ник Хоуп заявил: "Мы провели около обломков 1600 мин. — рекордное время подводного наблюдения, включающего в себя фотои киносъемку". И это поможет, как надеется Саймон Миллз, найти ключ к тайне, равной загадке убийства Джона Ф. Кеннеди.
Роберт Баллард, морской исследователь, нашедший обломки "Титаника" в Северной Атлантике, также обследовал в 1995 г. место гибели "Британика". Им были обнаружены несколько отверстий в корпусе судна.
Баллард хотел бы превратить "Британик" в своего рода подводный музей с кинокамерами на борту, которые передавали бы изображение на берег. Сейчас к нему обращаются многие с предложением поднять "Британик". Но желание Балларда — оставить корабль там, где он есть, как еще одно окутанное тайной напоминание о том, что не бывает непотопляемых кораблей.