Почему утонула подлодка?
США рассказали России, как они украли атомное оружие с погибшей в 1968 году субмарины К-129
Игорь СМАГА / 12.09.2007

Представители США передали музею Тихоокеанского флота материалы, донедавна носившие гриф "совершенно секретно". В них – история поисков и подъема на поверхность погибшей в 1968 году советской подлодки К-129. Это документация исследовательского судна "Гломар Эксплорер", который поднимал К-129, и видеозапись захоронения американцами шестерых найденных погибших моряков. Но мы наверняка не узнаем причину гибели почти ста советских матросов...

Дизельная подлодка К-129 пропала 8 марта 1968 года во время боевого дежурства в северной части Тихого океана. На борту находились, по разным данным, от 96 до 98 моряков. Субмарина была вооружена торпедами и баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. Каждая такая ракета могла устроить "армагеддон" любому крупному американскому городу. Советские военные подлодку так и не нашли, зато через несколько лет американцы обнаружили К-129 недалеко от Гавайских островов на глубине 5500 метров. Вскоре ЦРУ провела секретную операцию по ее подъему...

Конечно, американцы полезли на такую глубину не из простого любопытства. Их очень интересовали советские секреты, устройство лодки и образцы ядерного оружия. На подъем К-129 были затрачены огромные средства, специально изготовлено судно "Гломар Эксплорер" с особой платформой, которая не позволяет сфотографировать подъем с помощью авиации. По слухам, к созданию этого чуда приложил руку эксцентричный американский миллионер Говард Хьюз – это о нем был снят недавно нашумевший фильм "Авиатор". Операцию разрабатывало ЦРУ и лично президент Никсон, а Хьюз выступал финансовым спонсором исследования лодки. При подъеме субмарина разломилась надвое, но американцы спасли часть отсеков, в том числе ракетный. В них и нашли тела шестерых подводников, которые были погребены в океане.

Конечно, рядом как бы нечаянно "прогуливались" советские субмарины и авиация, но до сих пор точно не известно, удалось ли поднять со дна корму, где хранились боеголовки и сейф с кодами. По крайней мере, у командования советского флота лопнуло терпение, и оно намекнуло американцам, что может приказать засыпать место крушения бомбами...

Американцы все же успели исследовать обломки К-129, сделали много подводных фотографий и точно знают, что произошло. Но не стоит ждать, что сейчас, получив секретные документы, нам раскроют истинную причину гибели субмарины. Холодная война до сих пор хранит свои тайны...

Есть три версии. Официальная версия командования ВМФ СССР – авария произошла из-за затопления лодки через шахту устройства, с помощью которого моряки, находясь на перескопной глубине, всасывают воздух для более мощной работы дизеля. СССР утверждал, что из-за неисправности клапана и произошла беда.

Американцы настаивают, что из-за неисправности систем вентиляции произошел взрыв водорода при зарядке батарей, разрушение корпуса и погружение на запредельную глубину.

Третья версия похожа на правду и объясняет молчание обеих стран. Это столкновение К-129 с американской подлодкой. К этому неофициально склоняются российские военно-морские спецы. Неизвестно, был это злой умысел или же имел место слепой случай. Но подлодка "Сворд Фиш" сразу же после аварии советской субмарины срочно зашла в док с внушительной пробоиной. Американцы объясняли, что их субмарина "поцеловалась" с айсбергом, но российские моряки им не верят. Хотя доказать ничего не удалось.

А в 1987 году началось самое интересное! Американский капитан в отставке Питер Хачтхаусен, бывший военно-морским атташе в Москве, несколько раз говорил с советскими адмиралами о катастрофе К-129. Адмирал Петр Навойцев обронил: "Есть некоторые обстоятельства, которые обе стороны договорились не обнародовать".

После отставки Хачтхаусен, работая над книгой о подводном флоте СССР, взял интервью у адмирала Виктора Дыгало, в прошлом командующего соединением, в состав которого входила K-129.

По словам адмирала, правда о K-129 никогда не станет известна из-за соглашения военно-морского командования СССР и США. Они договорились прекратить любое исследование гибели K-129. В конце беседы Дыгало сказал: "Забудьте и думать, что когда-нибудь семьям погибших будет сообщена истина...". Коротко и ясно.