Водолазный клуб "АРС"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Водолазный клуб "АРС" » Новости,статьи,книги » О подледных погружениях


О подледных погружениях

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Мисан Г. Подледные погружениях (выдержка из статьи):

Зимние погружения готовятся особенно тщательно. Ведь возможны различные осложнения при зимних погружениях, такие как:

переохлаждение в процессе одевания снаряжения
переохлаждение под водой
переохлаждение после погружения при переодевании
переохлаждение обеспечивающих и страхующего водолазов из-за ветра и холода на поверхности
отказ регуляторов из-за их замерзания
замерзание клапанов поддува и стравливания у компенсаторов или сухих костюмов
потеря ориентации под льдом
сложная ледовая обстановка
Рассмотрим по порядку, как мы избегаем всех этих осложнений.

При зимних погружениях в первой половине зимы, когда не встал еще лед на Байкале, а температура воздуха очень и очень низкая мы готовимся к погружению в каком-нибудь теплом месте. Хорошо если это корабль, в теплой каюте которого можно держать в тепле регуляторы и переодеться в сухой костюм. Неплохо если это теплый дом на берегу. В крайнем случае, можно переодеться в салоне автомобиля. Только он должен быть достаточно большой для этой цели. К концу зимы и вначале весны, когда есть надежный и толстый лед, нет привязки к конкретному месту, и водолазы на полноприводных микроавтобусах и джипах устремляются к местам доступным в летнее время только на корабле. В этом случае переодевание только в салоне автомобиля.

В ледовые сафари (когда мы уезжаем на погружения на несколько дней и живем в байкальских деревнях и кемпингах) мы берем с собой палатку (а иногда даже настоящую юрту) и газовый обогреватель, чтобы можно было прикрыть место у майны от ветра для страхующего и обеспечивающих водолазов. И чтобы погружающиеся после выхода на поверхность успели снять компенсаторы с баллонам, и пока они не примерзли на ветру к костюму. Очень важно иметь надежную теплую обувь и теплую, непродуваемую одежду. Пока готовится майна, не замерзнешь, но можно замерзнуть на страховке или в ожидании своей очереди. Конечно, такие страсти бывают не всегда, но надо ко всему быть готовым. Ветер может начаться в любое время, а температуру воздуха заказать, к сожалению, не возможно.

Чтобы не замерзнуть под водой используются сухие костюмы, обеспечивающие максимальную теплозащиту. Какие костюмы популярны на Байкале? Раньше был только неопрен, а теперь многие водолазы постепенно начинают ценить большие преимущества мембранных костюмов. Итак, неопрен и мембрана.

Что мембрана хороша в аренде, в этом мы убедились давно. Хорошая износостойкость и одновременно хорошая ремонтнопригодность говорят сами за себя. Неопреновые костюмы более "нежные" и поэтому в основном в индивидуальном использовании.

Чем руководствуются водолазы, приобретая те или иные сухие костюмы? Рассмотрим по порядку.

1. Неопрен.
Теплые сами по себе (ЗЕРО до 8 мм неопрен, "Эксклюзив" от Посейдона 6,5 мм) при одевании хорошей поддевы позволяют делать погружения без признаков замерзания.
Немаловажный фактор, что в непреновом костюме водолаз смотрится красивее, как считают многие, но это скорее субъективный признак.
Многие говорят, что в неопреновом костюмы чувствуешь себя рыбой в воде больше чем в мембранном.
Особо хочется сказать о костюме "ЗЕРО". Замена гермомолнии аппендиксом сделала этот костюм наиболее привлекательным. Нежная и дорогая деталь костюма уступила место практичному удобному в одевании аппендиксу. Костюм очень удобен в использовании, теплый, надежный. Последние модели "ЗЕРО" снабжены химическими нитями, дающими дополнительное тепло при погружении. Есть серия костюмов "ЗЕРО", где неопрен еще "облит" сверху и костюм больше даже похож на резиновый чем на неопреновый. Костюм получился очень громоздкий, но к положительным сторонам можно отнести то, что к нему не прилипает лед и он почти моментально высыхает, что немаловажно при зимних погружениях.
К недостаткам неопренового сухого костюма можно отнести следующее:

Становится тоньше на большой глубине, теряя при этом плавучесть и теплозащиту. С потерей плавучести мириться можно, поддувая больше воздуха в компенсатор и сам костюм, хотя излишний объем поддува мешает. Но вот с теплопотерями из-за утоншения костюма мириться как-то неохота и поэтому для ныряющих глубоко неопрен неприемлем.
Костюм со временем становится меньше - "усыхает". И иногда бывает, что костюм еще вполне хорош, но водолаз вынужден менять его из-за того, что не может залезть в него. Либо из-за того, что водолаз стал опытнее, стал меньше двигаться под водой и соответственно стал замерзать. Хочется одеть поддеву потолще, а костюм "усел" и не позволяет.
2. Мембрана.
Мембранные костюмы обеспечивают только гидроизоляцию, поэтому они должны быть достаточно просторны, чтобы обеспечить теплоизоляцию. Толщину поддевы можно варьировать в зависимости от температуры воды. Но на Байкале особых вариантов нет, просто три поддевы и все. Первая тонкая - гигиеническая, вторая шерстяная (лучше всего профессиональное водолазное белье с рейтузами), третья поддева - тинсулейт. Использование мембранных костюмов укомплектованных сухими перчатками и с такой комбинацией поддев, позволяет делать двухчасовые погружения без признаков замерзания, что в неопрене невозможно.
Мембрана с глубиной тоньше не становится и поэтому теплоизоляция на любой глубине одинакова (при условии, что Вы достаточно воздуха поддуваете в костюм).
Лирическое отступление о поддуве костюма аргоном. Есть пара недостаков.

Дополнительные точки отказа в виде дополнительных баллона и редуктора на поддув, которые к тому же требуют дополнительного размещения.
Аргон реально не работает как лучший теплоизолятор. Водолазам давали баллончик с воздухом и говорили, что это аргон и они после погружения говорили, что им было тепло. Либо давали баллон с аргоном на поддув, но говорили, что аргона сейчас нет, а это воздух. После погружения водолазы говорили, что очень замерзали и как жаль, что аргона нет.
Недостатки мембранного, сухого костюма:

Надо быть более аккуратным при одевании латексных шейных и рукавных манжет. Они более нежные, чем неопреновые и особенно новички "любят" их рвать.
В районе латексной шейной манжеты может мерзнуть шея, но этот недостаток легко ликвидируется использованием свитера с воротником или просто шарфа.
Явление обжима, возникающее в сухом костюме при отсутствии в нем воздуха, более сильно проявляется в мембранном костюме чем в неопреновом. Но если Вы будете держать воздух в костюме, то явления обжима не будет, да и просто теплее.
Регуляторы.
Регуляторы, применяемые в зимних и подледных погружениях должны быть супернадежные и незамерзающие. Мы опробовали в наших условиях многие типы регуляторов. Конечно, чудес в природе не бывает и незамерзающих регуляторов тоже не бывает. Но очень хорошо себя показали на Байкале "Экстрим" от Посейдона, "Легенда Супрем" от Аквалунга, АТХ100 и АТХ200 от Апекса и "Абисс" от Мареса.

Несмотря на то, что регуляторы применяются надежные - их все равно должно быть два. Дублирование - один из принципов зимних погружений. Дублирование, кроме собственно дублирования, снижает нагрузку на регулятор. Если Вы дышите из одного регулятора, а поддуваете воздух в костюм из другого, то поток воздуха через регуляторы снижается и вероятность замерзания снижается тоже. Конфигурация регуляторов: первый регулятор (он же октопус и желательно 2-х метровый) - дыхание и поддув компенсатора, второй регулятор - запасной для дыхания (висит на резинке на шее) и поддув костюма. Т. е. конфигурация, как говорят сейчас, техническая. (Рекреационный дайвинг много чего сейчас перенимает из технического дайвинга. И многие инструкторы еще на начальном курсе учат студентов дышать из октопуса, а не из основного легочного автомата.) Воздушный поток, при данном распределении поддувов, разнесен. Основной поток воздуха идет на дыхание - первый регулятор и большой поток воздуха (больший, чем на компенсатор) идет на поддув костюма. Таким образом, уменьшается вероятность замерзания регуляторов. Естественно, что шланги должны быть, для исключения возможности зацепа, проведены так, чтоб не торчать дугами, как иногда можно увидеть на фотографиях или в реальности водолаза с большим количеством шлангов неудачно размещенных и смотрящихся очень некрасиво - дугами, что еще и не безопасно.

Несмотря на то, что регуляторы надежные и их два - они должны быть тщательно просушены и до момента погружения должны находится в теплом месте. К примеру, снаряженный баллон может стоять в багажнике джипа или в микроавтобусе, ожидая своей очереди. Когда водолаз уже полностью оделся нежелательно долго находиться на поверхности, надо немедленно уходить в воду. Иначе, понижается температура регулятора, особенно регуляторов имеющих теплообменники, повышается вероятность его замерзания. Нельзя дышать из регулятора на поверхности. Проверку подачи воздуха лучше сделать коротким нажатием на репетитор. Вставили легочник в рот и тут же ушли под воду. Очень полезно иметь, на месте погружения, большое количество горячей воды для отливания замерших регуляторов и для их профилактики в том смысле, что если подержать некоторое время легочник в горячей воде, то ему от этого будет только лучше. Под водой медленный темп дыхания (медленный вдох, медленный выдох и без паузы) всегда полезен. При зимних погружениях полезен вдвойне. Медленный вдох не создает большой нагрузки на регулятор. Медленный выдох согревает легочник. Если на основном регуляторе используется основная система компенсации плавучести, то поддув воздуха в нее делать лучше во время выдоха - это уменьшает единовременный поток воздуха через регулятор.

Если регулятор все-таки замерз, то никакие рекомендуемые нажимания репетитора не помогают. Если регулятор замерзает на постоянную подачу воздуха и подача еще не бурная, может помочь медленный выдох, который оттаивает клапан легочника. Но чаще всего бывает необходимым перейти на дыхание из второго регулятора и дать сигнал партнеру на закрытие вентиля, если не можете закрыть его сами (в однобаллонике, в сочетании с сухим костюмом под которым множество поддев это не всегда возможно). Летом регулятор может оттаять, если подняться немного повыше. Можно через некоторое время открыть вентиль и продолжить погружение. Зимой, под льдом, регулятор оттаивать будет очень долго, поэтому погружение лучше прекратить.

Чтобы не замерзали клапана поддува у костюмов и компенсаторов они должны быть тоже сухие и быть в тепле до погружения. Замерзание клапана поддува костюма бывает крайне редко, ввиду того, что он нагревается от тепла тела водолаза, но все же случается. Надо успевать отсоединить поддув костюма, когда в него началась прямая подача воздуха. Если Вы не успели это сделать и шланг примерз к клапану, то необходимо закрыть вентиль регулятора ответсвенного за подачу воздуха в костюм. Если Вы по какой-то непонятной причине используете один регулятор во время погружения, то можно посоветовать отжать шейную манжету, чтобы воздух выходил из костюма и вас не выбросило на поверхность. Клапан поддува компенсатора также может подмерзнуть и тогда начинается постоянная подача воздуха в компенсатор. Если Вы не успели отсоединить шланг поддува от инфлятора и он примерз, то надо закрыть вентиль регулятора ответственного за поддув компенсатора. Если у Вас опять же один регулятор, то надо держать открытыми все аварийные клапаны компенсатора. Часто это может быть недостаточным и водолаза быстро выносит наверх. Если наверху лед, то вынос кроме декомпрессионных осложнений может привезти просто к обычным ушибам. Коме того, когда водолаз прижат к льду раздутым компенсатором ему крайне трудно вернуться к майне, особенно если его прижало где-нибудь между подводными торосами. В этой ситуации можно посоветовать перерезать инфлятор.

Как правило, водолазы, серьезно готовятся к подледному погружению и случаи замерзания клапанов поддува костюма и компенсатора бывают редко. Использование двух регуляторов упрощает решение проблем возникающих при замерзании клапана. Просто закрывается вентиль, к которому присоединен регулятор, отвечающий за поддув замерзшей системы. Погружение в этом случае лучше конечно прекратить. Летом клапан вполне может оттаять, но зимой под льдом это маловероятно. В целях профилактики не рекомендуется подавать большие порции воздуха на поддув. Т. е. в сущности надо уметь контролировать плавучесть, если вы ее контролируете, то воздух на поддув идет как раз маленькими порциями.

Компенсаторы.
К слову о компенсаторах используемых в подледных погружениях. Используются обычные компенсаторы-жилеты, но сейчас все чаще и чаще можно увидеть рекреационного дайвера в крутом техническом компенсаторе. И это правильно, т. к. технический компенсатор конечно лучше обычного ввиду многих преимуществ:

Свободная от воздушных камер грудь водолаза. Можно носить на подвеске различное дополнительное оборудование.
Большой подъемный вес. Можно носить спарку - наилучшая конфигурация баллонов для зимних или подледных погружений. На спарке можно использовать удобно два регулятора, можно самому перекрывать вентили.
Прекрасный баланс из-за подковообразных камер за спиной.
Удобное расположение и распределение нагрузки по спине ввиду учета анатомических особенностей человека при проектировании компенсаторов.
На Байкале из технических компенсаторов большое распространение получили ОМС, ТрансПак и Дайв Систем.

Баллоны.
Баллоны на Байкале используются в подавляющем большинстве стальные. Нет коррозии (вода почти дистиллированная) и можно отказаться от алюминия с его массой недостатков. Баллоны должны иметь два вентиля. Еще лучше использовать спарку с манифольдом. Дублирование регуляторов, в этом случае дополняется дублированием запаса воздуха. И немаловажно, что вентили на манифольде спарки водолаз может закрыть сам. На двухвентильном однобаллонике тоже может закрыть сам, но только если отстегнет одну лямку компенсатора. Поэтому, если используются однобаллоники, то в случае замерзания регулятора пользуются помощью напарника для перекрытия вентиля. Перед погружением баллон не должен быть "заморожен", т. е. не должен стоять на ветру и холоде. При редуцировании воздуха через регулятор происходит, согласно закона Шарля, сильное охлаждение воздуха. В идеальных лабораторных условиях на 28 градусов падает температура воздуха при его переходе из баллона в легочный автомат. В реальности падение конечно меньше из-за того, что воздух нагревается от механизма редуктора, который в свою очередь нагревается от плюсовой температуры воды. Но все равно оно весьма существенно и если баллон сильно охлажден, то высока вероятность заморозить регулятор холодным воздухом. Конденсат, имеющийся в баллоне, тоже способствует замерзанию регулятора, механизм которого из-за закона Шарля имеет отрицательную температуру. Чтобы конденсата было поменьше необходимо почаще менять фильтр у компрессора и почаще делать продувки при зарядке баллонов. Также необходимо перед началом зимнего сезона скручивать вентили с баллонов и промывать, и просушивать баллоны внутри.

Организация погружений.
Несколько слов об организации подледных погружений. Прежде всего, необходимо выяснить ледовую обстановку на месте погружения: толщина и прочность льда, его подвижка, наличие подводных торосов, наличие второго слоя льда. Второй слой льда в подозрительном месте можно определить просверливанием лунки. Подвижка льда возможна в районе трещин, поэтому не стоить готовить майну возле самой трещины, тем более нельзя погружаться в трещину. Она может закрыться. Майна вырубается размерами, достаточными для нахождения в ней всей погружающейся группы, которая должна быть не больше четырех человек. Вмораживается кол для крепления сигнального конца. Автомобили с работающими двигателями и печками где греются водолазы и оборудование выстраиваются не в далеке от майны. Если необходимо ставится палатка с газовым обогревателем.

Страховка обеспечивается сигнальным концом, закрепленным либо на поясе одного из спускающихся водолазов, незатягивающимся беседочным узлом, либо с помощью карабина прикрепленным к надежному D-кольцу компенсатора. Если конец крепится на поясе, то его нужно закреплять перед одеванием на водолаза компенсатора с баллоном и грузового пояса. Длина страховочного конца обычно 60-80 м. Количество погружающихся ограничивается тремя водолазами, если все опытные то идут четыре водолаза. С того момента как на поясе водолаза закрепляется сигнальный конец, страхующий на поверности держит конец в руках, не выпуская до тех пор, пока он не будет снят после подъема водолаза на поверхность. Под водой водолазы держат взаимную связку и страховку, находясь рядом, друг с другом.

Это коротко. Более подробно далее.

На Байкале под льдом прекрасная видимость, поэтому нет никакой необходимости, кроме привычки, нацеплять страховочные концы всем водолазам из группы погружающихся. Несколько концов только усложняют погружение. Концы цепляются, путаются между собой - сплошные проблемы. Ведь когда люди идут во внутрь затонувшего корабля используется только одна катушка. Или то же самое в пещере, когда движется группа она, часто, никак не связана с поверхностью кроме ходовика. Почему под льдом должно быть как то иначе? Это тоже закрытая среда и часто более сложная чем затонувший корабль или пещера в тропическом поясе.

Если погружаются опытные водолазы, страховочный конец берет с собой старший группы. Если не опытные, то инструктор идет свободным, а веревка привязана к новичку. Инструктор просто держит веревку, помогая новичку подледных погружений с ней управляться и подавая сигналы на поверхность, если это необходимо. Если погружаются два новичка, то один из них пристегнут коротким поводком с карабином к основной страхующей веревке. По нашим правилам рекреационные дайверы не должны погружаться под лед в одиночку. Страхующий конец, какой бы опытный человек не стоял наверху (а стоит опытный), не может передать наверх состояние человека и даже сигналы не всегда передаются и мы сталкивались с ситуациями, когда сигнал бедствия, посланный с расстояния 25 метров от майны по веревке, не доходил до страхующих наверху. Поэтому погружения в одиночку под лед без специальной подготовки недопустимы. Недопустимо также подледное погружение неопытных дайверов без сопровождения инструктора.

Конечно, вышеизложенное не должно быть аксиомой. Что приемлемо здесь на Байкале не может быть использовано в других местах. К примеру, если вода мутная, то погружение под лед без веревки на поясе будет наверняка последним.

В последние годы в связи с широким ростом популярности технического дайвинга, популяризацией его методов и процедур, мы стали применять другие методы погружения под лед, распространенные среди технических водолазов, самодостаточных, осознающих, что бывают ситуации когда они не могут всплыть в любое время, даже если среда не закрытая и умеющих решать все возможные проблемы под водой, не всплывая. Что это за методы? В двух словах - это подледный соло-дайвинг и погружение без страховочного конца.

Подледный соло-дайвер должен иметь достаточную квалификацию (минимум декопроцедуры дайвер или каверн дайвер), либо собственно квалификацию соло-дайвер (в SDI есть такая). Должен иметь опыт подледных погружений в группе. Снаряжение должно быть дублированным: спарка, два регулятора, две системы поддува, два ножа. Опыт плюс квалификация, плюс дублированное снаряжение и человек может погружаться под лед один.

Погружение без страховочного конца не означает, что водолаз может идти без связующей нити с поверхностью, майной или открытой водой. Использование катушки должно быть обязательным, даже если под льдом проложен ходовик катушку все равно надо иметь. На Байкале есть место, где вода никогда не замерзает - это исток реки Ангара. Здесь есть разные глубины и разные объекты погружений. Возле защитного мола порта Байкал стоящего на краю крутого уклона на дне полно артефактов скопившихся за более чем вековую историю порта. Старинные деревянные конструкции мола и причалов порта сами по себе представляют интерес для погружений, есть затонувшая на 10 метрах баржа и на 18 метрах затонувшая большая конструкция непонятного назначения, похожая на остов корабля. Место захода в воду на открытой воде. Метров за 10 до начала льда закреплен ходовик и он уходит под лед, вдоль защитного мола, затем в каньон к затонувшей конструкции и далее к другому защитному молу. Если разматывать катушку вдоль мола и затем далее с ориентированием по компасу, то упрешься в затонувшую баржу. Максимальное прохождение, которое мы делали по этому и другим маршрутам - 300 метров (пока нет катушки подлиннее). В таких прохождениях обязательно используется дублированное снаряжение как в подледном соло-дайвинге и кроме того мы используем декобаллон, который не обязательно может быть с нитроксом (если глубина небольшая и декомпрессия даже может и не предвидится), а просто с воздухом. Это дает дополнительный запас воздуха, а самое главное дополнительный регулятор на этом запасе, который даже если замерзнет можно все равно использовать открывая и закрывая вентиль на каждый вдох. На спарке тоже можно так делать, но это не очень удобно в громоздком сухом костюме и сухих перчатках.

В заключение хочется сказать, что такие погружения требуют хорошей квалификации и опыта, знания процедур и не должны делаться только на основе прочитанного материала.

--------------------------------------------------------------------------------

Геннадий МИСАН
Инструктор CMAS, TDI, SDI

0

2

я недавно начял занематса подводным плаваньем, у меня проблема, я не могу глубоко погружатьса наченает закладывать уши и сильно ощющяю давление, как это можно избежать?может это иза того што погружаюсь без костюма?

0

3

Александр написал(а):

Продуваться пробовали?

0

4

нет не пробывал. но так давит что мозги лезут по черепку.Ребята а кто может немного обучить?

Отредактировано Александр (2008-01-12 22:21:58)

0

5

Александр написал(а):

.Ребята а кто может немного обучить

"Не много"-это как?

0

6

Хотелось бы хотябы тиорию сначала

0

7

Александр написал(а):

Хотелось бы хотябы тиорию сначала

Теория без практики-мертва,практика без теории-опасна.

0

8

и что делать?

0

9

Александр написал(а):

Рекомендую пройти базовый,начальный курс обучения дайвингу.На пример PADI Open Water Diver.
Курс состоит из 3-х сегментов: 5 теоретических занятий,5 занятий в бассейне и 4 учебных погружения в открытой воде.По окончании курса и успешной сдачи экзамена выдается международный сертификат дайвера.

0

10

Сколько стоит курс? Это в Запорожье?

0

11

Учитель может перейдем на аську там проще общятса? если хотите моя аська 441-193-051

0

12

Порядка 250 евро,в Запорожье по этому вопросу можите обратится к Евгению, podvodoj@gmail.com

0

13

Где то встречал, старая песня, но, думаю, для некоторых будет полезна информация.
Новая технология подледных спусков -
Публикации
Без страховки. "Технарь SPECIAL". Техника подледных погружений с использованием ходовых катушек.
Начнем с того, что организация подледных спусков, существующая и преподаваемая в разных ассоциациях в общем и целом представляет собой сложившуюся систему, почти не претерпевшую изменений, несмотря на тот качественный скачок, который совершила индустрия дайвинга зa последнее время. Методика таких погружений остается неизменной и подразумевает наличие майны, через которую, собственно, и совершается подледное погружение, наличие спусковых и страховочных концов, участие в процессе погружения команды из обеспечивающих и страхующих дайверов. Инструкторы, занимающиеся организацией подледных погружений, отлично знают проблемы, возникающие во время "айс-дайвинга".

Во-первых: подледные погружения подразумевают наличие целой команды. Кроме погружающихся, в обязательном порядке должны присутствовать обеспечивающие и страхующие. Первые держат в руках страховочные концы погружающихся дайверов, вторые находятся в постоянной готовности к погружению с целью оказания помощи. Неудобство заключается в том, что не всегда можно собрать одинаково опытных людей, чтобы не создавать "слабых звеньев" в этой цепочке. То, что функции обеспечивающего очень важны и требуют достаточного опыта, наверное, не подлежит сомнению. Именно от обеспечивающего зависит, насколько комфортно и безопасно будет чувствовать себя дайвер подо льдом со страховочным концом в руках. Неопытному человеку такое дело доверить нельзя. То же самое касается и страхующих дайверов: они идут под воду для решения каких-то внештатных ситуаций, что также подразумевает наличие у них немалого опыта. В противном случае мы рискуем вместо решения задачи, только многократно усложнить ее.

Во-вторых: страховочный конец служит источником больших неудобств как для погружающихся, так и для обеспечивающих. Первым он в значительной мере ограничивает свободу передвижения и отнимает достаточно много внимания. Вторые также должны думать о том, чтобы страховка, с одной стороны, не провисала, а с другой – не тормозила погружающегося. Кроме этого, обеспечивающие работают с сухим страховочным концом только в самом начале погружения, затем он быстро намокает и покрывается льдом, что, естественно, не добавляет удобства, комфорта и безопасности.

В-третьих: по соображениям безопасности в одну майну не рекомендуется одновременно погружать более 2-3 дайверов. В силу своих особенностей, весь процесс подледного погружения достаточно растянут по времени. Поэтому, если в погружении хотят принять участие более 6 человек, все вышеизложенное делает затею достаточно муторной и тягомотной. Те, кто уже нырнул, вынуждены ждать еще не нырявших. Мне могут возразить, что в таком случае полезно делать не одну, а несколько майн. Но, во-первых, это не всегда возможно. А во-вторых: не забывайте, что на каждую отдельно взятую майну необходима все та же команда из обеспечивающих и страхующих, что, и в свою очередь, также возможно не всегда.

В-четвертых: уже было сказано, что страховочный конец в значительной мере ограничивает акваторию подледного погружения. Объясняется это тем, что при большом удалении от майны у страховочного конца возникает естественный провис, который затрудняет передачу сигналов. Кроме этого "чистоту" длинного конца очень трудно контролировать как обеспечивающему, так и ныряющему дайверу. Возникает реальная опасность его зацепа за лежащие на дне предметы, либо просто перегиба из-за неровностей рельефа.

В-пятых: опять-таки из соображений безопасности у каждого погружающегося дайвера должен быть, свой страховочный конец. Именно поэтому одновременное нахождение подо льдом более двух дайверов повышает вероятность перепутывания этих концов между собой, что, в свою очередь, резко снижает безопасность.

Наверное, это не все сложности, возникающие во время подледных погружений. Уверен, что инструкторы из других регионов могут добавить к этому списку еще пару-тройку пунктов с учетом особенностей местного подледного дайвинга. Теперь давайте попытаемся решить возникшие проблемы. Сразу оговорюсь: эта статья никоим образом не претендует на истину в последней инстанции. Более того, то, что описано ниже, никоим о6разом не может быть применено к студентам или новичкам в этой специализации. Предлагаемая методика может использоваться только дайвмастерами и инструкторами, прошедшими обучение эквивалентное Extended Range TDI, и, соответственно, является решением вышеизложенных проблем только для них.

В основу наших выкладок положено то, что для подледных погружений стопроцентно подходит определение "надголовные среды". Следовательно, если подледный дайвинг ничем особенным не отличается от пещерного дайвинга или проникновения внутрь затонувшего корабля, то мы в полной мере можем использовать методики этих видов дайвинга для подледных погружений. Эта идея проверялась на озере Байкал зимой 2002 года, где я и мои товарищи имеют честь нырять. Вот что из этого получилось.

Прежде всего, остановимся на снаряжении, необходимом для таких погружений. Говоря, в общем, снаряжение описывается "конфигурацией Хогарта", адаптированной к низким температурам (0°С): 24-хлитровая спарка, оснащенная регуляторами типа Poseidon Jetstream, Cousteau D. Glacia, Beuchat VX-10 Iceberg; модель компенсатора большой роли не играет, главное чтобы это был действительно "технический" компенсатор (в данном случае применялся Zaegle Tech Pack (с камерой Big Berta), OMS. Также были использованы 120-ти и 180-тиметровые катушки Manta Reel.

Погружения проходили как в условиях сплошного ледяного поля, т.е. в майну, так и с кромки льда. Дальность проникновения под лед составляла более 250 метров. Глубина до 50 метров. Погружения совершались в рекреационном и декомпрессионном режимах. Также совершались технические погружения со стейджами и сменой газовых смесей.

Техника таких погружений очень проста. Если погружение осуществляется в майну, то ходовой конец можно крепить за опущенный с грузом спусковой конец. Если погружение происходит с кромки льда, то ходовик крепится за что-либо надежно-неподвижное на дне. Прямой и обратный курсы, которыми следуют дайверы, должны быть записаны на слэйтах. Ходовик прокладывается по дну с обязательной фиксацией его через каждые 8-10 метров. Когда у одного из дайверов ходовик заканчивается, катушка фиксируется на дне. В этом же месте второй дайвер закрепляет конец ходовика и начинает разматывать свою катушку. Все действительно очень просто, но с соблюдением некоторых условий. Как я уже говорил выше, подобного рода погружения подразумевают наличие очень серьезной подготовки и опыта, предполагающих вашу самодостаточность под водой. Этому же требованию должен соответствовать и ваш комплект снаряжения. Наверное, лишним будет говорить, что погружение с рекреационным комплектом снаряжения или со снаряжением, не адаптированным к низким температурам, в таких условиях недопустимо. Кроме этого, дайвер должен быть подготовлен психологически, чтобы при возникновении внештатной ситуации не впадать в панику, а грамотно и спокойно принимать решение и выполнять его. Такова в общих чертах методика погружений под лед с ходовой катушкой.

Теперь давайте посмотрим на нее через призму проблем, с которых мы начали. Итак, "наличие большой команды обеспечения". В нашем случае не требуется вообще никакой команды и никакого обеспечения, потому что, напомню, речь идет о самодостаточности. Вариант идеален, когда два-три инструктора хотят нырнуть для своего удовольствия. При использовании такой техники погружения им уже ничего не мешает осуществить задуманное.

Идем дальше: "наличие страховочного конца, причиняющего всем неудобства". Страховочный конец заменен ходовым концом на катушке. Вместе с этим исчезли и неудобства. Конструкции современных ходовых катушек позволяют дайверу двигаться легко и свободно. Хотя, конечно, опыт в пользовании катушкой должен быть обязательно.

Далее, "...по соображениям безопасности в одну майну не рекомендуется единовременно погружать более 2-3 дайверов". Теперь мы получаем намного больше свободы. Так как каждая группа дайверов, использующих ходовые катушки для погружения под лед, самодостаточна, то теоретически количество дайверов в одной майне ограничивается только ее площадью. Т.е. если дайверы, погружающиеся в одну майну, вдруг задумают всплыть одновременно, то все они должны поместиться внутри нее. Практически же количество дайверов, конечно же, определяется здравым смыслом. Но даже если здравый смысл не позволяет вам погрузить всех желающих одновременно, все равно временные затраты на каждую группу существенно снижаются.

"Страхующий конец в значительной мере ограничивает акваторию подледного погружения". Теперь акваторию погружения ограничивает только длина ходовика на вашей катушке, количество катушек, запас воздуха или других газовых смесей, ваша холодоустойчивость и тому подобные индивидуальные особенности. Согласитесь, что это уже совсем другие параметры.

"Возникает реальная опасность зацепа страховочного конца за лежащие на дне предметы, либо просто его перегиба за неровности рельефа". Здесь вообще имеет место парадокс: мы делаем то, чего так боялись – сами регулярно зацепляем ходовой конец за лежащие на дне предметы. И из минуса получаем плюс. Представьте себе ситуацию, когда страховочный конец по каким-то причинам выпал из рук обеспечивающего или отцепился от погружающегося дайвера. Нигде и никак не закрепленный страховочный конец имеет возможность свободно перемещаться в толще воды. А наличие пусть даже слабого течения вообще сводит на нет все шансы найти этот конец. В нашем же случае ходовик проложен по дну и надежно зафиксирован. Что бы ни случилось, он останется так, как его проложили, и поэтому вероятность его нахождения вырастает многократно. Более того, так как у каждого участника погружения, кроме основной катушки имеется еще и "прыжковая", методика поиска потерявшегося конца упрощается.

"Единовременное нахождение подо льдом более двух дайверов реально повышает вероятность перепутывания страховочных концов между собой", – эта угроза отпала сама собой, после того как мы убрали "слабое звено" – страховочный конец.

Мы видим, что практически все упомянутые проблемы оказались решены. Но здесь необходимо приостановить хвалебную песнь и еще раз поговорить о пресловутом "человеческом факторе". Очень хочется с помощью данной методики щелкать одну проблему за другой как орешки, но надголовные среды останутся над-головными средами. Они требуют к себе уважения и соответствующей подготовки. Ни одна, пусть даже самая расчудесная методика, не может гарантировать успеха, если в этой цепочке "слабым звеном" оказывается сам дайвер. Его морально-психологическое состояние, реально обоснованная уверенность в своих силах, способность трезво оценивать ситуацию, более того – предвидеть ее развитие, вот что является пропуском для совершения погружений подобного рода.

Как мы уже говорили, то, что изложено в этой статье не претендует на истину в последней инстанции. Методика проверялась только на Байкале, известном своей уникальностью. Каждый водоем имеет свои особенности, которые должны учитываться при планировании в нем погружения. Поэтому мы не претендуем на универсальность данной методики. Она была разработана и применена для решения вопросов, возникших при погружениях в данном конкретном озере. Будет она работать где-нибудь под Урюпинском или нет, можно сказать только после применения ее в местных условиях. Так же не следует считать эту статью учебным пособием и руководствоваться ею при организации подледных погружений. Мы изложили только общие принципы, которые не могут являться руководством к действию. Авторы с благодарностью воспримут все отзывы и конструктивную критику.

Gooroo, а если будет пара людей с соответствующем оборудованием, кому будет интересная данная методика, за определенное вознаграждение по договоренности, можешь проветси пару занятий для отработки данных навыков, раскрыть советы типа прыжковой катушки и т.п. Такое возможно?

Отредактировано Karat (2008-01-17 04:04:02)

0

14

Научить работать с катушкой-нет проблем...

Karat написал(а):

Так же не следует считать эту статью учебным пособием и руководствоваться ею при организации подледных погружений. Мы изложили только общие принципы, которые не могут являться руководством к действию.

Мне кажется ,что применение этой техники в Днепре не допустимо из-за наличия течений и кроме того погружения под
лед и погружения в пещеры это две большие разницы.

0

15

"Прыжковая" катушка или джамп-катушка или jump-reel это маленькая катушка (шпуля) с длиной линя 30-50 м используется для поиска потерянного ходовика или исследования не знакомых полостей при отходе от основного ходового конца.

0


Вы здесь » Водолазный клуб "АРС" » Новости,статьи,книги » О подледных погружениях